Тема№7 Медленный вальс (14
часов).
Цель : изучить
основные шаги и комбинации вальса. Познакомить с историей возникновения танца.
Задачи:
Рассказать об истории вальса, его
значение в светской жизни общества.
Изучить основные шаги и фигуры вальса., выучить учебную комбинацию медленного
вальса.
Развить интерес,
любознательность. Музыкально-ритмические способности, координацию, двигательные
способности
Воспитать культуру
взаимоотношений партнеров, культуру исполнения, и любовь к «танцу королей» и
«королю танцев».
Ход занятия.
1 Поклон –
реверанс.
2 Разминка
включает упражнения плие и релеве. Обязательно.
3 Беседа об
истории вальса, его значении и неоднозначной оценки общества прошлых времен.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
(А.С. Пушкин. "Евгений Онегин")
Вальс-танец
австрийского происхождения. Был известен как народный еще в XVI в. А появление вальса относится к 70-м годам XVIII
века. Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни
его находятся в популярном для своего времени танце "матеник” и его
разновидности "фурианте”, исполняемых на праздниках в чешской деревне, во
французском танце "вольт” и, наконец, в австрийском "линдлере”, самом близком к
вальсу из его предшественников. "Флекер” - одна из фигур конкурсного венского
вальса. Это очень старинная фигура. Она берет свое начало от старинных
примитивных альпийских народных танцев Австрии и Германии. В течение многих
сотен лет пары танцевали эти танцы под три счета, вращаясь на месте, и держа
друг друга на близком расстоянии.
В конце
XVIII и в начале XIX столетий эти танцы переместились в города и вместо
деревенских дворов и таверн стали исполняться в больших танцевальных залах
Вены. Их просторные полированные полы способствовали переходу от деревенского
подпрыгивания и топтания к плавному скольжению, к увеличению темпа музыки
примерно до 60-70 тактов в минуту. (В настоящее время нормой считается 60
тактов в минуту.) Музыка танца страстно приподнята и элегантна, танец красив и
за его исполнением очень приятно наблюдать.
Бальная
публика заинтересовалась вальсом после того, как в 1787 г. в поставленной в
Вене опере "Редкая вещь, или Красота и добродетель" композитора В.
Мартин-и-Солера его станцевало несколько пар. Первоначально вальс танцевали
довольно медленно; постепенно ритм его ускорился. То, что во время танца
кавалер брал даму за талию, было очень необычным на взгляд человека XVIII в. -
ведь в большинстве танцев той эпохи партнеры соприкасались лишь кончиками
пальцев. Из-за этого поначалу многие сочли вальс "безнравственным"
танцем.
Когда он появился в России,
ни Екатерина II, ни Павел I, ни особенно его жена Мария Федоровна его не
одобрили. Взойдя на престол, Павел специальным указом запретил танцевать вальс
в России, и вплоть до самой смерти его жены (а умерла Мария Федоровна только в 1830 г.) дорога вальсу к
русскому двору была закрыта. Оба сына Марии Федоровны - и Александр I, и
Николай I - не осмеливались перечить матери.
Современник
в 1791 году пишет: « В Берлине мода на вальс и только на вальс». В 1790 году
вальс через Страсбург попадает во Францию. Один из французских писателей
издевался: «Я понимаю, почему матери любят вальс, но как они разрешают
танцевать его своим дочерям?!»
Зато на частных балах после
Отечественной войны 1812 г.
вальс стал одним из любимейших танцев. В особую моду его ввел Венский конгресс
{1814-1815), на котором решалась судьба Европы, Днем дипломаты решали важные
проблемы послевоенного устройства, а вечерами вели активную светскую жизнь и
танцевали на балах, где вальс был коронным танцем. Много людей съехалось тогда
в Вену: короли и императоры, целые европейские дворы, журналисты и писатели,
великосветские красавицы, и все с упоением вальсировали. Естественно, что
участвовавшие в Конгрессе русские привезли вальс в Петербург.
Еще довольно долго
репутация вальса оставалась сомнительной. "Танец сей, в котором, как
известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей
осторожности... чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбило
бы приличие", -говорилось в танцевальном руководстве 1825 г, (Правила для
благородных общественных танцев,изданные учителем танцеванья при
Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков, 1825).
Движения
вальса считались непристойными, унижающими достоинства женщины. Вальс наносил
своеобразный удар по кодексу рыцарской чести, составлявшему основу придворного
этикета. В начале XIX века мода на вальс сравнивалась с модой на курение
табака. Вальс являлся выражением тенденций буржуазной культуры. Допустив его в
свою среду, дворянство принимало тем и новые правила поведения, новый стиль общения.
Следовательно, и нравственные принципы не могли остаться без изменений.
«Современная молодежь настолько естественна, что, ставя ни во что свою
утонченность, она с прославляемыми простотой и страстностью танцует вальсы» , -
писала Жанлис в «Критическом и систематическом словаре придворного этикета».
Молодежь,
однако, была от вальса без ума, и к этому времени без него не обходился уже ни
один провинциальный, а тем более столичный бал. После 1830 г, вальсировать стали и
на придворных балах, а вскоре мода на этот танец обрела второе дыхание. В Вене
появился "король вальса" Иоганн Штраус, музыка которого облагородила
и усовершенствовала хореографию танца. Он стал исполняться более красиво и
грациозно, а темп его еще ускорился.
Несмотря на все запреты, в 1805
году француз Пойль сообщал в одном из своих писем из Москвы: «Для ваших летучих
вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и кроме русских дам этих
чересчур быстрых, почти воздушных летков не выдержит ни англичанка, ни немка,
ни даже француженка. Гляжу как на чудо на мастероватость в этом танце князя
Дашкова и на необыкновенное быстрое умение кружить и кружиться Обрезкова».
В первое десятилетие XIX века в Вене
запрещалось вальсировать более 10 минут. Автор одной из статей в газете «Таймс»
возмущен тем, что в программе Королевского бала 1816 года оказался этот
«чувственный и непристойный танец». Запрет на вальс на балах во дворцах
немецких кайзеров снял лишь Вильгельм II при вступлении на престол в 1888 году.
Вальс
имел множество разновидностей: венский, английский, венгерский, вальс-мазурка,
вальс-миньон и др. На мотив вальса танцевали и любимый в XIX в. котильон (см.).
"Король
вальса" Иоганн Штраус неоднократно посещал с гастролями Россию в 40-50-х
годах XIX в. и давал концерты в Павловске и Петербурге. Под впечатлением
пребывания в северной столице им был написан вальс "Прощание с
Петербургом", а польку "Ольга" композитор посвятил дочери
Николая 1 великой княжне Ольге Николаевне.
Вальс (франц. valse, нем. Walzer, от walzen -
"кружиться в танце") - парный танец, основанный на плавном кружении в
сочетании с поступательным движением, один из самых распространённых бытовых
музыкальных жанров. Музыкальный размер обычно 3/4, темп умеренно быстрый. В
70-х гг. XVIII в. словом "вальс" называли крестьянский танец
некоторых областей Южной Германии и Австрии (лендлер), который с начала XIX в.
стал популярен во всех слоях общества этих стран. Особенно интенсивно
развивался в Вене сначала в творчестве Штрауса-отца, а позднее его сыновей
Йозефа и особенно Иоганна, прозванного "королем вальсов".
В Англии вальс
находился под запретом до 1812. В течение 19 в. во Франции появилась чисто
французская, «подпрыгивающая» разновидность вальса; в 1880-х годах в Америке
распространилась американская разновидность – медленный вальс-бостон.
Лендлер (нем. Landler) - австрийский и
немецкий народный парный круговой танец. Слово "лендлер" переводят
как "деревенский танец" (от нем. Land - "сельская
местность", "деревня"), однако, вероятно, происхождение связано
с названием местности в Австрии - Ландль (Landl). Музыкальный размер 3/4 или
3/8, темп умеренный, движения с прыжками. Под названием "лендлер" к
началу XIX в. объединились многочисленные разновидности австрийских и немецких
народных танцев, известных по хореографическим описаниям с XVI в. Лендлер как
жанр популярен со второй половины XVIII в. Использовался венскими
композиторами, часто фигурировал в их произведениях под названием
"немецкий танец".
Бостон (boston
по названию города Бостон в США), вальс бостон - американский салонный танец
лирического, часто сентиментального характера. Разновидность медленного вальса.
Музыкальный размер 3/4. Возник в конце XIX в., был популярен в Америке и Европе
в 1920-х гг. Для бостона характерна пауза на третьей доле аккомпанемента. Мелодическое
начало бостона преобладает над ритмическим, темп то ускоряется, то замедляется.
Классиками
вальса были Йозеф Ланнер (1801–1843), который ввел в употребление циклическую
форму вальса, состоявшую из интродукции, нескольких разделов и коды, а также И.Штраус-отец
и И.Штраус-сын. В творчестве последнего вальс достиг вершин своего развития (Прекрасный голубой Дунай, Южные розы, Сказки Венского леса и др.). Среди
прочих мастеров вальса – Эмиль Вальдтойфель, Ф.Легар, Оскар Штраус и Роберт
Штольц. Есть существенная разница между вальсом как танцевальной музыкой и
вальсом как концертной пьесой – во втором случае вальс может быть свободнее по
темпу и сложнее по форме. Г.Берлиоз и П.И.Чайковский вводили вальс в свои
симфонические циклы; Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Й.Брамс и другие композиторы создали
превосходные циклы инструментальных вальсов. В начале эпохи вальса появилось Приглашение к танцу К.М.фон Вебера
(1819); в конце эпохи – пронизанная вальсами опера Р.Штрауса Кавалер розы (1911) и симфоническая
поэма Вальс М.Равеля (1920). Для
настоящего венского вальса типичен не только обычный вальсовый ритмический
рисунок (бас на первую долю каждого такта, а потом две более легкие, как
отзвуки, доли), но также и трудно поддающийся описанию ритмический сдвиг,
образующийся в результате исполнения второй четверти в аккомпанементе чуть
раньше, чем следует. Медленные вальсы типа бостон или вальсы hesitation (т.е. с
задержкой, паузой), отличающейся менее четким ритмическим рисунком и более
сложным аккомпанементом, получили распространение в Америке ок. 1915, Они и стали родителями современного конкурсного
медленного вальса
4 Разучивание шагов
и фигур вальса:
Основные шаги вальса
- Правая перемена
- Левая перемена
- Правый поворот
- Левый поворот
- Виск
- Балянсе ( одновременно, др от др, др к др. вперед и
в стороны)
- Шоссе с переходом на новую линию танца
- Шоссе с поворотом под рукой дамы
- Поклон вальсовый
- Спин –поворот.
Усложнять задания постепенно
увеличивая темп и нагрузку.
5 Выполнять фигуры вальса в ритме музыки, плавно,
применять плие и релеве.
6 Выполнять комбинации вальсовых шагов вперед, назад:
- Прав поворот
- прав пермена -
лев поворот - лев перемена -
прав перемена – шоссе с переходом на новую линию танца.
- Права перемена -
лев перемена - правый квадрат – Виск вперед – Виск
назад.
7 Работа в паре. Под счет, ускоряя. Под музыку. Без помощи
преподавателя, самостоятельно.
8 Разучить учебную танцевальную комбинацию.
Вальс. (фигурный)
1-4 выход с разных сторон
5-8 балянсе лицом к зрителю
(пр-лв –пр-лв)
9-12 поворот вкручивание +пор де
бра в пр потом в лв стороны.
1-2 1линия пр перемена вперед до за до
2 линия пр перемена назад
3-4 1линия лв пер вперед
шаг в лев диагональ и поворот
клицом ко 2 линии
2 линия правая перемена вперед
5-8 4 пр поворота. Перестроиться
в круг
1-4 балянсе пр-лв-пр-лв.
5-8 петелька-шаг шоссе
1-4 балянсе вперед + руки в 3
позицию, балянсе назад +руки 2 позиция.
5-8 4 прав поворота
1-4 парами Пр плечом др к др – шаг шоссе обойти др друга
5-8 шен.
Поклон – реверанс глубокий.
Итоговое занятие-зачет.
Цель: контроль
знаний и умений
1 Вопросы:
- Что
вы знаете о вальсе?
- Какие
особенности при движении в вальсе? (плие, релеве)
- Какие
фигуры вальса вы знаете?
2 Выполнять фигуры вальса в ритме
музыки, плавно,
применять плие и релеве.
3 Выполнять комбинации вальсовых шагов
вперед, назад:
4 Работать в паре.
5 Танцевать вальс. (фигурный)
|